Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Главная / Наука

Наука

               

 
 

Все чаще мы сталкиваемся с тем, что ведущее место во многих научных отраслях занимают молодые специалисты, буквально только что покинувшие студенческую скамью. Важнейшим фактором успеха, как показали результаты опроса, является то, как смогли раскрыть их научный потенциал непосредственные наставники – преподаватели ВУЗов. Научно-исследовательская работа студентов  - это одна из важнейших форм учебного процесса. Научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции, - всё это позволяет студенту начать полноценную научную работу, найти единомышленников по ней, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований.

Так или иначе, исследовательской работой занимаются все студенты вузов. Написание рефератов, курсовых, дипломных работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых исследований.

Студент, занимающийся научной работой, отвечает только за себя; только от него самого зависят тема исследований, сроки выполнения работы, а так же, что немаловажно, и будет ли выполнена работа вообще. Затрачивая своё личное время, студент развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения. Сегодня, когда российская наука переживает не лучшие времена, необходимо пристальное внимание к научной деятельности студентов. Та же тяжёлая экономическая ситуация требует глубокого изучения экономической теории и практики, и нам нельзя обойтись без привлечения студентов как экономических, так и любых других ВУЗов к научной работе в этой области. Эту сложную проблему легко разрешить посредством организации научного кружка по выбранному предмету.

А если вспомнить о таких интересных темах, как изучение и анализ банковской деятельности, прогнозирование результатов решений правительства, функционирование фондового рынка, который в последнее время развивается очень активно, то трудно найти студента, который не заинтересовался бы этими вопросами и не посетил заседания кружка хотя бы один раз.

В список возможных тем исследований, кроме «интересных» вопросов можно включить и менее увлекательные на первый взгляд, но зато результаты которых могут быть применимы в практической деятельности.

К учебной научно-исследовательской работе студентов, предусмотренной действующими учебными планами можно отнести курсовые работы, выполняемые в течение всего срока обучения в ВУЗе, а так же дипломную работу, выполняемую на пятом курсе.

Во время выполнения курсовых работ студент делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству. Он учится работать с научной литературой (если это необходимо, то и с иностранной), приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации. Если на первом курсе требования к курсовой работе минимальны, и написание её не представляет большого труда для студента, то уже на следующий год требования заметно повышаются, и написание работы превращается в действительно творческий процесс.

Выполнение дипломной работы имеет своей целью дальнейшее развитие творческой и познавательной способности студента, и как заключительный этап обучения студента в ВУЗе направлено на закрепление и расширение теоретических знаний и углубленное изучение выбранной темы. На старших курсах многие студенты уже работают по специальности, и, выбирая тему для курсовой  или дипломной работы  чаще всего учитывают этот факт. В данном случае, кроме анализа литературы, в дипломную работу может быть включён собственный практический опыт по данному вопросу, что только увеличивает научную ценность работы.

Основными формами научно-исследовательской работы студентов, выполняемой во внеучебное являются научныекружки, участие в научных и научно-практических конференциях; участие во внутривузовских и региональных конкурсах.


В Волгоградском филиале ОУП ВО "АТиСО" организованы научные кружки. Данная форма НИРС чаще всего используется при работе со студентами младших курсов. Руководителями выступают общенаучные и общетеоретические кафедры. Научный кружок является самым первым шагом в научно-исследовательской деятельности. Кружок может объединять как членов группы, курса, факультета, а иногда - и всего ВУЗа. Последний вариант чаще всего встречается в кружках, изучающих проблемы общественных и гуманитарных наук, так как в технических и естественных кружках научные исследования студента пятого курса скорее всего будут малопонятны студентам первого. Работа кружков, как правило, выглядит следующим образом:

На организационном собрании, проходящем приблизительно в октябре, происходит распределение тем докладов и рефератов выборным путём, после чего преподаватель указывает на наличие для каждой темы основной и дополнительной литературы и рекомендует в ближайшее время продумать план работы. После распределения тем начинается главная и основная работа кружка. На первых порах основная роль принадлежит руководителю кружка. Необходимо наблюдать за каждым студентом, стараться предсказать проблемы, которые могут возникнуть у него в процессе работы.

Если начальный период работы кружка прошёл успешно, и большая часть тем принята в работу, то составляется график выступлений, и начинается заслушивание готовых докладов. Формами подведения итогов работы кружка могут стать конкурс докладов, участие в научных конференциях и предметных олимпиадах, проведение круглых столов, встречи с учёными и практиками, а так же публикация тезисов лучших работ в научных сборниках ВУЗа.

Это придаёт заседаниям кружка большую разносторонность и привлекает в него новых членов..

В рамках кружка осуществляются различные виды моделирования, изучение и анализ реальных документов, программ, деловых игр, а так же практическая помощь предприятиям. Работа в такой сфере предполагает не столько изучение и анализ литературы, сколько постановку эксперимента, создание чего-то нового.

В процессе этой работы студент может полученные за время учёбы и работы в кружках знания реализовать в исследованиях, имеющих практическое значение. Так, некоторые предприятия города Волгограда обращаются например, к кафедре бухгалтерского учёта и аудита Волгоградского филиала ОУП ВО "АТиСО" с просьбой проанализировать их годовую отчётность. Желающие студенты при кружках подключаются к этой работе, получая от неё не только моральное, но иногда и материальное вознаграждение. Кроме того, заинтересовавшие предприятия студенты ВОследствии могут быть приглашены на работу.

Научно-практические конференции, уже исходя из самого названия, включают в себя не только и не столько теоретические научные доклады, сколько обсуждение путей решения практических задач. Такие конференции способствуют установлению тесных дружеских связей между ВУЗом и предприятиями, а также помогают студентам учиться применять изученную теорию на практике. На конференции молодые исследователи получают возможность выступить со своей работой перед широкой аудиторией. Это заставляет студентов более тщательно прорабатывать будущее выступление, оттачивает его ораторские способности. Кроме того, если в рамках конференции проводится творческое обсуждение прослушанных докладов, то из вопросов и выступлений каждый докладчик может почерпнуть оригинальные идеи, о развитии которых в рамках выбранной им темы он даже не задумывался.

Несомненным является тот факт, что руководство Волгоградского филиала ОУП ВО "АТиСО" уделяет большое научно-исследовательской работе студентов. Особенно это стало заметно в последние годы, когда, немного адаптировавшись в современных условиях, ректорат и кафедры стали изыскивать возможности для финансирования студенческой научной работы. При каждой кафедре работают научные кружки (на некоторых кафедрах насчитывается до четырёх-пяти), организуются конкурсы студенческих работ, дискуссионные клубы, круглые столы, встречи с представителями предприятий города.

Научные конференции проводятся ежегодно. За активную работу на конференции могут применяться различные формы поощрения, как-то автоматические зачёты и экзамены, призы в виде литературы по специальности, публикации тезисов докладов в сборниках, а так же денежные поощрения.